ЛУЧШЕ, СИЛЬНЕЕ, ВЫШЕ....

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

 

ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

 Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

 Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности: 

  • математическая грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • читательская грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • информационная грамотность;
  • глобальные компетенции;
  • критическое мышление.

Какие есть сложности с функциональной грамотностью?

Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как PIRLSTIMSSPISA. Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины невысоких показателей — оторванность школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки.

Разработать материалы для международного тестирования непросто — они должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия. 

Развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели.

Методические материалы

Примеры открытых заданий по естественно-научной грамотности PISA

Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA

Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA

Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA

 С банком заданий можно познакомиться, перейдя по ссылке на страницу Института стратегии развития образования.

Полезные материалы по функциональной грамотности

Нормативные документы

1. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15.09.2021 № 2598-р "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные прораммы, на 2021/2022 учебный год".

2. Распоряжение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 24.09.2021 № 4673-р "О мерах по реализации распоряжения Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р".

3. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2021 № 2920-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2021/2022 учебный год".

4. План мероприятий ("Дорожная карта"), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021/2022 учебный год.

24

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 593 Невского района Санкт-Петербурга //Государственная лицензия на образовательную деятельность № 0001061 и аккредитация // Информация, размещенная на официальном сайте school593.ru, соответствует требованиям, указанным в пункте 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ